Люди, которые способны менять то, что их не устраивает в жизни, живут легче, свободнее — и дольше.
Наверняка вы слышали об исследованиях Мартина Селигмана. Именно он описал феномен выученной беспомощности. Если кратко, это состояние, когда человек оказывается в сложной ситуации, выход из которой существует, но он не предпринимает попыток его найти. «Беспомощности» можно научиться — именно поэтому она и называется «выученной».
Наверняка вы слышали об исследованиях Мартина Селигмана. Именно он описал феномен выученной беспомощности. Если кратко, это состояние, когда человек оказывается в сложной ситуации, выход из которой существует, но он не предпринимает попыток его найти. «Беспомощности» можно научиться — именно поэтому она и называется «выученной».
Пример из жизни
Выпускник ищет работу. Пять собеседований подряд заканчиваются отказом. Его самооценка падает, а вместе с ней — вера в возможность перемен. Через время он говорит друзьям за пивом: «Сейчас без опыта найти работу невозможно. Бесполезно пробовать». И перестаёт пытаться. Это и есть выученная беспомощность: прошлый опыт диктует обобщённое убеждение «выхода нет», даже там, где он есть.
Откуда она берётся?
Из собственного опыта неудач: один отрицательный результат окрашивает целые сферы жизни.
Из наблюдения за другими: мы учимся не только силе, но и бессилию.
Из детства, где родители слишком много решали за ребёнка, не оставляя ему пространства для самостоятельных действий.
Из наблюдения за другими: мы учимся не только силе, но и бессилию.
Из детства, где родители слишком много решали за ребёнка, не оставляя ему пространства для самостоятельных действий.
Как разорвать этот круг?
Первый шаг — заметить: в какой сфере жизни вы чаще всего говорите себе «ничего не поделаешь» или «от меня это не зависит».
Второй — сформулировать план: что именно можно попробовать изменить? Иногда даже маленький пункт становится началом движения.
Третий — действовать. Маленькими шагами. Это не магия, а постепенное накопление опыта, когда вы видите: что-то всё же меняется.
Четвёртый — принять сопротивление. Любая перемена встречает внутренний протест: привычнее оставаться в старом. Но взрослость в том и состоит, чтобы пройти через это.
Пятый — фиксировать результаты. Записывать даже самые маленькие достижения: «Сегодня я сделал звонок», «Сегодня я написал резюме». Эти заметки превращаются в доказательства: у меня получается.
Второй — сформулировать план: что именно можно попробовать изменить? Иногда даже маленький пункт становится началом движения.
Третий — действовать. Маленькими шагами. Это не магия, а постепенное накопление опыта, когда вы видите: что-то всё же меняется.
Четвёртый — принять сопротивление. Любая перемена встречает внутренний протест: привычнее оставаться в старом. Но взрослость в том и состоит, чтобы пройти через это.
Пятый — фиксировать результаты. Записывать даже самые маленькие достижения: «Сегодня я сделал звонок», «Сегодня я написал резюме». Эти заметки превращаются в доказательства: у меня получается.
Выученная беспомощность — это не приговор. Это лишь привычка реагировать на трудности определённым образом. Привычку можно распознать и заменить. И тогда шаг за шагом приходит главное открытие: в вашей жизни куда больше подконтрольного, чем кажется.